Православный Родительский Комитет Приднестровья
Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

О семье

СПАСИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЖЕНЩИНЫ

Святитель Григорий Богослов. Творения. том II: «Советы Олимпиаде»:

 

«Посылаю тебе, дочь моя, этот добрый подарок; посылаю я, Григорий; а совет отеческий есть самый лучший. Не золото, перемешанное с драгоценными камнями, служит украшением женщинам, Олимпиада.

Царского лика не покрывая румянами — этим нравящимся срамом, на образ свой не наводи другого погибельного образа. Багряные, золотые, блестящие, испещренные одежды предоставь другим, которые не украшены светлой жизнью. А ты заботься о целомудрии, о красоте, достойной удивления для очей внутренних. Добрые нравы — самый лучший цвет в женщине, которая имеет прочную, неизменяемую и достойную прославления красоту.

Во-первых, почитай Бога, а потом супруга — глаз твоей жизни, руководителя твоих намерений. Его одного люби, ему одному весели сердце, и тем больше, чем нежнейшую к тебе питает любовь; под узами единодушия сохраняй неразрывную привязанность. Дозволяй себе не такую вольность, на какую вызывает тебя любовь мужа, но какая прилична, потому что во всем возможно пресыщение. Но хотя и во всем бывает пресыщение, однако же лучше такая любовь, которая не знает оного.

Родившись женщиной, не присвояй себе важности, свойственной мужчине, и не величайся родом, не надмевайся ни одеждами, ни мудростью. Твоя мудрость — покоряться законам супружества, потому что узел брака все делает общим у жены с мужем. Когда муж раздражен, уступи ему, а когда утомлен, помоги нежными словами и добрыми советами. И укротитель львов не силой усмиряет разъяренного зверя, у которого в бешенстве прерывается дыхание, но укрощает его, гладя рукой и приговаривая ласковые слова.

Сколько бы ни была ты раздражена, никогда не укоряй супруга в понесенном ущербе, потому что сам он лучшее для тебя приобретение. Не укоряй и за то, что конец дела противен его предприятию. Сие было бы несправедливо, потому что по ухищрению демона часто и благоразумные предприятия не достигают своей цели. Не укоряй его также в недостатке сил, потому что в мече всегда есть сила.

Кого не любит муж твой, того не хвали с хитрым намерением неприметно уязвить мужа словом. Благородным мужам и женам, а особенно женам, и во всяком другом случае прилична простота сердца.

Радости и все скорби мужа и для себя почитай общими. Пусть и заботы будут у вас общие, потому что через это возрастает дом. И твой совет может иметь место, но верх должен быть мужнин.

Когда муж скорбит, поскорби с ним и ты несколько (сетование друзей служит приятным врачевством в печали), но вскоре потом, приняв светлое лицо, рассей грустные его мысли, потому что сетующему мужу самая надежная пристань — жена. Твоим занятием пусть будут прялка, шерсть и поучение в Божием слове, попечение же о внешних делах предоставь мужу. Не выходи часто за двери дома, в места народных увеселений и неприличных собраний: там и у стыдливых похищается стыд, там взоры смешиваются со взорами, а потеря стыда — начало всех пороков. И в добрые собрания приказываю тебе ходить с благоразумными, чтобы в уме твоем напечатлелось какое-нибудь доброе слово, которое бы или искоренило в тебе порок, или крепче привязало тебя к добродетели.

Дом твой для тебя и город, и рощи. Не позволяй себя видеть посторонним, кроме целомудренных родственников или иерея и седины, которая для тебя лучше юности. Не кажись и женщинам, которые высоко носят голову и ведут себя открыто. Не кажись и благочестивым мужам, даже многоуважаемым тобой, как скоро супруг твой не хочет иметь их в своем доме. Ибо кто доставит тебе столько пользы, как добрый супруг, если ты его одного любишь?

Будь высокомудренна, но не высокоумна. Хвалю женщин, которых даже не знают мужчины. Не спеши на брачный или именинный пир, где пьянство, пляски, смех и необаятельное обаяние. Это приводит в расслабление и целомудренных, как солнечный луч топит воск. И у себя, в присутствии ли благосклонного супруга или в отсутствие его, не делай домашних попоек. Если чреву положена мера, то, может быть, возобладаешь над страстями. Невоздержного же чрева и я боюсь, боится и супруг твой.

На щеках твоих не должно быть ни похотливых движений, ни гневных трепетаний. Это постыдно для всякого человека, особенно же для женщины, и делает лицо безобразным. Уши свои укрась не жемчугом, но привычкой внимать добрым речам, а для худых речей замыкать их ключом ума. И отверстые и замкнутые уши твои да будут целомудренными слушателями. Пусть девственная стыдливость в присутствии супруга разливает у тебя под веждями чистый румянец.

Покрывайся румянцем, когда смотрят на тебя другие; а сама старайся ни на кого не смотреть и к земле опускай брови. Если у тебя не обуздан язык, всегда будешь ненавистна мужу. Продерзливый язык причинял часто зло и невинным. Лучше молчать, когда и самое дело вызывает на слово, нежели говорить, когда и время не дает места нескромному слову. Твое слово да остается предметом желаний.

Ноги, идущие борзо, ненадежные свидетели целомудрия, и в самой походке бывает нечто наглое.

Выслушай и сие: не предавайся неукротимой плотской любви, не во всякое время ищи удовольствий супружеского ложа; убеди супруга оказывать уважение к святым дням, потому что образу великого Бога свойственно покорствовать законам, хотя Сам бесплотный Сын дал нашему роду брачный закон, созданию руки Своей оказав ту помощь, что, когда одни отходят, а другие приходят, длится поколение, и изменяющийся человеческий род уподобляется реке, которая и не стоит на месте по причине господствующей смерти и всегда полна вследствие новых рождений. …А если и от моей седины приняла ты какое-нибудь высокомудрое слово, то повелеваю соблюдать его в сокровенностях сердца. Сим приобретешь благоволение у супруга, доброго градоправителя; и если бы стал он превозноситься, превзойдешь его славой.

Вот мой тебе дар! А если нужен дар лучший, то желаю тебе стать многоплодной нивой чадам чад, чтобы большим числом людей песнословим был великий Бог, для Которого родимся на свет и к Которому шествовать отселе — положен нам закон».

 

О СУПРУЖЕСКОЙ ВЕРНОСТИ

Творения. Том IV. Святитель Иоанн Златоуст архиепископ Константинопольский:

 

«…Выслушайте это, мужья – научитесь, жены; будем все подражать праведнику. Пусть для жены не будет ничего драгоценнее её мужа, а для мужа ничего вожделеннее его жены. В том состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается всё в мире. Как при потрясении основания ниспровергается всё здание, так и при супружеских раздорах разрушается вся наша жизнь. Смотри: мир состоит из городов, города – из домов, дома – из мужей и жён; поэтому, когда настанет вражда между мужьями и женами, то входит война в дома; а когда они мятутся, тогда не спокойны бывают и города; когда же города приходят в смятение, то по необходимости и вся вселенная наполняется смятением, войной и раздорами. Поэтому и Бог особенно промышляет об этом; потому Он и не дозволяет отвергать жену, разве только в случае прелюбодеяния.

А что, скажешь, если она сварлива, если небережлива и расточительна, если имеет и множество других недостатков? Переноси всё мужественно и не отвергай её за эти недостатки, но исправляй недостатки. Для того ты и занимаешь место головы, чтобы ты умел врачевать тело. От тела нашего, хотя бы оно имело тысячу ран, мы не отсекаем головы. Так и жены не отделяй от себя, потому что жена у нас занимает место тела. Потому и блаженный Павел говорил: так должны мужья любить своих жен, как свои тела (Эфес.V,28). Почему ты знаешь, жена, говорит апостол, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?(1Кор.7,16).

Не унывай же, говорит, и не отчаивайся: может быть, она и спасётся; если же останется неисправимой, то ты не потеряешь награды за терпение. Но если ты отвергнешь её, то во-первых, согрешишь тем, что нарушишь закон и будешь виновен перед Богом в прелюбодеянии,  потому что…кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф.V,32).

Притом часто, взяв и другую, более её тяжёлую, ты грех уже сделал, а покоя не найдёшь. Если возьмёшь и лучшую, то не дано будет тебе наслаждаться чистым удовольствием со второй, за то, что ты отвергнул прежнюю, сделавшись виновным в прелюбодеянии, потому что отвергать прежнюю есть прелюбодеяние. Итак, никто не обвиняй красоту лица и не говори этих неосновательных слов: такую-то погубила красота, и для такой-то красота была причиной гибели. Не красота виновна в этом,— нет, потому что и она дело Божие, — но развращённая воля: вот причина всех зол! Видишь, как эта чудная жена (Сара) сияла и красотою души и красотою лица, и однако ж шла по следам праведника (Авраама). Ей-то пусть подражают жёны. Здесь вот и красота лица, и неплодство, и такие лета, и великое богатство, и столько переселений и путешествий, и частые и непрерывные искушения, — однако ж ничто не поколебало её сердца, она осталась неизменно твердою. Поэтому и получила достойную награду за свое терпение, и в глубокой старости родила (сына) из бесплодной, омертвевшей утробы…

Вот истинное супружество, когда (муж и жена) разделяют друг с другом не только счастье, но и опасности; это знак искренней любви, это доказательство самой верной дружбы. Не так прославляет царя лежащая на главе его диадема, как эту блаженную (Сару) прославило и возвеличило то послушание, с каким приняла она совет мужа. Кто не изумится, рассуждая ο такой покорности её?

Итак, возлюбленные, зная, что скорби наиболее приближают нас к Господу, если только мы будем бодры духом, и что тогда мы можем снискать Его милость, когда приступаем к Нему с сокрушенной душой и с горячими слезами, – зная это не будем унывать в несчастьях; но, размышляя о пользе скорбей, станем благодушно переносить всё случающееся с нами; научимся быть тихими и кроткими ко всем вообще, а в особенности к своим супругам; справедливо ли или несправедливо они будут порицать нас, не будем слишком много обращать на то внимания, а более заботиться об одном, чтобы удалять причины неприятностей, и в доме своем сохранять глубокий мир, чтобы и жена имела обращение свое к мужу и муж от внешних тревог и бурь мог прибегать к ней, как к пристани, и находить в ней всякое утешение.

Жена ведь дана мужу в помощь, чтобы муж с её утешением мог переносить всё, случающееся с ним в жизни. И если жена будет кроткая и украшена добродетелями, то не только своим сообществом доставит мужу утешение, но и во всём вообще окажет ему великую пользу, всё для него облегчая и во всём помогая, не оставляя его в тяжких испытаниях, как внешних (вне дома), так и тех, которые ежедневно случаются в доме; но, как искусный кормчий, она своим благоразумием утешит в нём всякую душевную бурю и своим сожитием доставит ему утешение.

Живущих в таком союзе супружества ничто в настоящей жизни не может слишком опечалить, ничто не может нарушить их мирного счастья, потому что где между мужем и женой господствует единодушие, мир и союз любви, там стекаются все блага, и они (муж и жена) бывают безопасны от всяких злых наветов, ограждены как бы великой и несокрушимой стеной – единодушием о Господе. Это делает их твёрже адаманта, крепче железа; это умножает их богатство и всякое обилие; это возводит их на высшую степень доброй славы; это и от Бога привлекает на них великое благоволение…

Вот истинно супружеский союз, вот (истинный) муж, который не много обращает внимания на слова жены, но, оказывая снисхождение к немощам пола, об одном заботится, чтобы удалить всякое огорчение и утвердить мир и согласие. Пусть слышат это мужи и пусть подражают кротости праведника (Авраама), оказывая такую же честь и уважение своим жёнам, и щадя их, как слабейший сосуд, чтобы тем укрепить союз единомыслия. Подлинно, истинное богатство и самое великое счастье (заключается) в том, когда муж и жена не разногласят между собой, соединены друг с другом, как единая плоть, потому что двое, сказано, будут одна плоть (Быт.2:24). Такие (супруги), хотя бы жили в бедности и были незнатны, могут быть всех счастливее, потому что они наслаждаются истинным счастьем и живут во всегдашнем спокойствии. А те, напротив, кто не наслаждается таким (согласием), но страдает ревностью и теряет блага мира, – те, хотя бы были окружены многим богатством, хотя бы имели роскошный стол, жили в славе, проводят свой век всех несчастнее, вымышляя сами для себя каждый день волнения и беспокойства, всегда подозревая друг друга, и не могут иметь никаких удовольствий, потому что внутренняя вражда (их) всё приводит в беспорядок, и причиняет им множество неприятностей…

Для того Бог и вложил в родителей любовь к нам, чтобы в них мы имели наставников в добродетели. Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание...

Действительно, если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добродетели, то это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание. И чтобы ты знал, что не рождение делает матерью и  не за это положена награда, Павел в другом месте, обращая слово ко вдове, сказал так: аще чада воспитала есть (1 Тим.5, 10); не сказал: если родила детей, но: аще воспитала. Первое есть дело природы, последнее — дело свободного произволения…

Итак, чтобы и сами мы беспечально проводили настоящую жизнь, и от Господа приобретали более и более милостей, сохраним добродетель, постараемся ввести в наши дома единодушие и мир; позаботимся о добром воспитании детей, чтобы за всё это получив щедрое воздаяние удостоиться нам и обетованных благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава и честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

 

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

 СВТ. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ:

«ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ И ДЕТЕЙ К РОДИТЕЛЯМ».

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ.

ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ РОДИТЕЛЕЙ К СВОИМ ДЕТЯМ.

Обязанности состоят в следующем:

  1. Сам Бог родителям приказывает иметь всякое старание о добром воспитании детей. Читай Второзаконие, гл.6,6-7: «И да будут слова эти, которые Я заповедаю тебе ныне, в сердце твоем и в душе твоей, и да наставишь ими сынов твоих, и да скажешь их сынам твоим, и да будешь говорить о них, сидя в доме, и идя путем, и лежа, и вставая». И ещё смотри там же, в главе 4-ой, 11-ой, и 32-ой и ещё в псалме 77-ом.
  2. Должно детям малым прежде всего всеивать семя правой веры и христианского благочестия, дабы они не были заражены каким-либо противным и душевредным учением.

Посему плохо делают родители, которые, детей своих малых не научив хорошо христианскому благочестию и правой вере, отдают их в обучение иностранным языкам таким учителям, которые напоены еретическим учением. Потому что они, уча малых детей языку своему, удобно могут научить их и закону своему и так ересью, которой сами заражены, и их заразить, ибо молодой и неучёный человек способен принять всякое учение, правое или неправое.

  1. Наставление в благочестии и страхе Господнем должно быть с самого младенчества, как только дети начинают хотя бы немного что-то понимать.
  1. Поскольку, как выше сказано, этот возраст, как незлобивый, удобен к восприятию добра или зла. Объясню это следующим образом. Сосуд пустой всё может в себя вместить: воду, или вино, или пиво, или квас, или иное, подобное этому. Так молодой человек может вместить в себя учение доброе или злое.
  2. Чему с детства дети научены будут, то придя в совершенный возраст и под старость делать будут.

Объясню это следующим образом: сосуд новый, особенно глиняный, чем сначала напоен будет, тем и до разрушения своего пахнуть будет. Так, например, если маслом напоен будет, маслом и пахнуть будет, если вином – вином будет смердеть. Так и молодой человек, каким учением напоен будет, того запах всю жизнь издавать будет. Если в страхе Господнем наставлен будет, то всю жизнь благоприятный аромат добрых нравов издавать будет. Другой пример. Как маленькое деревцо, к какой стороне наклонено будет, так и до конца будет расти, так и молодой отрок, чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины своей жизни склонность будет иметь.

Посему плохо поступают родители:

  1. которые отдают детей своих в обучение танцам и прочим играм, так как эти танцы и прочие игры христианству неприличны, потому что дети сими танцами могут развратиться, особенно когда отроки с женским полом будут танцевать;
  2. которые детей своих без научения и без наказания оставляют в детстве, потому что человек, склонный ко злу с юности своей, как Писание говорит (см. Быт.6:56), удобно может развратиться без надлежащего наставления и наказания, а родители за это Богом строго спрошены будут, как небрежные и душегубцы.
  1. Наставление это в таком порядке может быть:
  1. обучать их тому, что Бог есть и Он Един;
  2. тому, что Христос в мир пришёл и для чего пришёл;
  3. всегда поучать хранить заповеди Божии и говорить точно, чтобы не делали другим того, чего себе не хотят, ибо в этом и сила закона состоит;
  4. в храм Божий почаще на молитву ходить, а особенно в дни праздничные к святой Литургии;
  5. вечером, ложась спать, и утром, встав от сна, Богу молиться и благодарить Его за все Его благодеяния;
  6. напомнить о том, что при Крещении обещали Господу Богу…;
  7. напоминать часто, что жизнь эта коротка и всякому придётся умереть, а когда неизвестно;
  8. после смерти всем будет Страшный Суд Христов, на котором и слово, и дело, и помышление злое будут судиться;
  9. после того Суда, добрым – вечная радость на Небесах со Христом и со всеми святыми, злым – вечная мука в аду с диаволом и ангелами его злыми.
  1. Детям накрепко возбранять водиться, общаться и дружить со злыми, так как злоба изменит и добрый разум. «Тот, кто прикасается к смоле, очернится; и тот, кто общается с гордым, будет подобен ему», - говорит Сирах (Сир.13:1). И ещё: «Со строптивым развратишься», - говорит Псаломник (Пс.17:27). Да и самим родителям крайне беречься должно, чтобы соблазна детям не подавать, потому что дети житие родителей своих так, как образец и правило, имеют и так, что в родителях видят, то и сами делать стараются.

«Горе тому человеку, через которого соблазн приходит», - говорит Христос Господь (Мф.18:7).

Родители же, не только не научающие, но и соблазняющие детей своих, – окаяннейшие убийцы, поскольку убийцы тело тленное (убивают), а они душу бессмертную убивают, когда детей своих соблазняют и показывают путь ко греху.

  1. Чтобы не подать соблазна, но более показывать детям добрый пример, родители как в слове, так и в деле должны крайне осторожно поступать. В слове: не говорить при них ничего праздного, гнилого, скверного, хотя и всегда от этого должно удаляться, ибо и «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда», - по слову Христову (Мф.12:36). В деле: не делать при них не только ничего дурного, но и того, что может со временем им послужить причиной злого похотения, хотя бы это для самих родителей было и безгрешно…
  2.  Для поощрения и примера помнить бывших прежде Отцов, которые детей своих в страхе Господнем воспитывали, каким был Авраам, праотец наш, о котором Сам Бог говорит: «Я избрал его, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя сохранять пути Господни, творить правду и суд», и прочее (Быт.18:19).
  1. Если дети будут непослушны, наказывать их как подобающими словами, так и наказание на них налагать. Так Писание учит: «Наставляющий сына своего усладится о нем; не играй с ним, да не сотворит тебе печали; не смейся с ним, да не будешь горевать о нем и впоследствии да не стиснешь зубы твои. Не давай ему власти в юности; сокруши ребра его, пока он молод, чтобы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе» (Сир.30:2,9-12). И ещё смотри Притчи Соломоновы, главу 13, 19, 21, 23, 29.
  1. Родителям, чтобы они тщательнее заботились о правильном воспитании детей, должно помнить Страшный Суд Божий, помнить, что не только за себя, но и за них будут давать ответ и сильно спрошены будут, если не будут в страхе Господнем их воспитывать.
  2. От доброго воспитания добрые плоды следуют:
  1. плод благочестивого жития в выросших детях;
  2. родителям радость и утеха в добронравии детей своих;
  3. несомненная надежда вечной жизни;
  4. также надежда добрая предвидится и во внуках, ибо дети как сами добру наставлены, так и своих детей тому же наставлять не преминут;
  5. честь и похвала семье;
  6. опора Отечеству.
  1. От плохого воспитания всё наоборот следует:
  1. злое и развращённое житие;
  2. родителям скорбь и печаль о злом состоянии своих детей;
  3. тщетные и напрасно прилагаемые труды об исправлении развратившихся детей
  4. своих, так как весьма трудно исторгается вкорененное зло. «Если переменит эфиоп кожу свою и рысь пестроту свою, и вы можете благотворить, научившись злу», - говорит Господь через пророка Иеримию (Иер.13:23);
  5. слабая надежда на их спасение, но скорее явная погибель;
  6. такое же злонравие можно ожидать и во внуках, потому что злой отец не может научить сына добру;
  7. родителей ждёт тоска, скука, страх, оттого, что могут быть спрошены Богом за худое воспитание своих детей, которых не наказывали, а, может быть, злым примером и соблазняли;
  8. бесчестие и укоризна всему роду;
  9. отечеству явный и великий вред;

От плохого воспитания следует воровство, убийства, хищения, разбои, блудодеяния, прелюбодеяния, насилия, обиды, ссоры, драки, обманы, измены, клятвопреступления, бунты и прочее бесчисленное зло.

 

ГЛАВА ВТОРАЯ. ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ДЕТЕЙ К СВОИМ РОДИТЕЛЯМ.

 

Обязанность детей  к родителям состоит в следующем:

  1. Дети должны оказывать родителям всякое почтение. Так Сам Господь Бог в пятой заповеди повелевает, говоря: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои на земле» (Исх.20:12).

Почтение это особенно в следующих делах состоит:

а)  любить их истинно и чистосердечно;

б)  говорить о них со всяким почтением;

в) перед ними вставать;

г)  сидящим предстоять;         

д)  при случае достойнейшее место им отдавать;

е)  когда говорят, слов их не прерывать и в них безрассудно не примешивать ничего;

з)  ничего пред ними не делать, что честь их повредить может или их в стыд привести. Такое почтение царь Израилев Соломон к матери своей Вирсавии оказывал, как читаем в книге 3-й Царств: «И вошла Вирсавия к царю Соломону говорить ему об Адонии, и встал царь навстречу ей, и поклонился ей, и сел на престоле своем; и поставили другой престол для матери царя, и она села по правую руку его» (3Цар.2:19).

  1. Всякое им должны оказывать послушание.

Так приказывает святой апостол (Павел): «Дети, будьте, послушны родителям вашим во всем» (Кол.3:20). Послушание же это, разумеется, должно быть тогда, когда родители своим детям приказывают что-либо, согласное со словом Божиим или непротивное ему. Потому и святой апостол приказывает детям слушать родителей своих в Господе, то есть, слушать в том, что в Господе приказывают: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе» (Ефес. 6:1). Если же что противное слову Божию повелевают, в том совсем не должно слушать, так как несравненно в большей чести Божие повеление должно быть, нежели родителей. Об этом Христос, Сын Божий, научил в святом Евангелии: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Мф.10:37).

III. Дети родителям должны показывать всякую благодарность, потому что от них жизнь, наставление и всё, что они имеют, получили.

Благодарность эта в следующем состоит:

  1. во всяких нуждах им помогать;
  2. когда не имеют довольствия, питать и одевать их;
  3. в старости или в болезни приключившейся или в другом каком случае немощи их прикрывать или извинять, как сделали Сим и Иафет, сыны Ноевы (Быт.9:23), которые подобающим образом наготу отца своего прикрыли.

Это и Приточник приказывает: «слушай, сын, отца, родившего тебя, и не презирай матери твоей, когда она состарится» (Притч.23:22). Хам, сын того же Ноя, показывая наготу отца своего, наказан был.

За не почитание родителей Бог детям великие наказания определил:

  1. проклятие: «Проклят злословящий отца своего или матерь свою» (Втор.27:16);
  2. смерть: «злословящий отца своего, или матерь свою смертью да умрет» (Исх.21:17).

Если дети неблагодарны будут к своим родителям, от которых столько благодеяний получили, то это следует не от чего иного, как от плохого воспитания, и в этом сами родители виноваты, потому что плохо их воспитывали. Так дети родителям своим, за их нерадение и небрежение в воспитании, воздают равное ослушанием, презрением, злословием, а иногда и биением. Не только в этом веке нерадивые отцы такое претерпевают, но и в будущем ещё сильнее перед Страшным Судом Божиим наказаны будут.

Посему внимайте этому, родители: храните детей своих от соблазнов так, как зеницу глаз ваших, или даже как души свои. Знайте, что вы за них ответ Богу дадите. Он вас за них сильно накажет. Что вы их по-французски, по-немецки, по-итальянски или светским правилам не научите, за то вас Бог не спросит, а за то, что их в добрых нравах не наставите, суда Божия и истязания не избежите. Помните вы это, я вам просто, да правду говорю: если дети ваши злыми будут, то внучата ещё злее, а правнучата и ещё злее. Ибо злой отец добру не научит сына, и так зло будет расти, пока судом Божиим не искоренится. А всему тому злу корень и начало – злое наше воспитание.

 

ПОУЧЕНИЕ СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО К ОТРОКАМ:

«Иметь чистоту душевную, бесстрастие телесное, поступь кроткую, голос умеренный, слово благочинное, пищу и питие благочинное, при старших хранить молчание, при мудрейших внимание, к начальникам иметь повиновение, к равным себе и меньшим – любовь нелицемерную; от злых, и страстных, и любящих плоть отлучаться, мало говорить, много же думать, не быть безрассудным в слове, не избыточествовать в беседе; не быть дерзостным на смех, украшаться стыдливостью, с женами нечестными не беседовать, зрение устремлять вниз, в землю, душу же – на небо, избегать прекословия, не искать учительского сана, честь мира сего вменять ни во что. Если же кто благо на пользу другим сотворит, да ожидает награды и вечного воздаяния от Христа Иисуса, Господа нашего».

Описанная обязанность родителей по отношению к детям касается и тех, кто носит отеческое имя, например, Монархов, пастырей духовных, епископов, настоятелей монастырских, священников, учителей, правителей, господ и прочих, которым от Бога поручено управление другими и какое-нибудь смотрение».

«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефес.VI;4).-

Толкование блаженного Феофилакта: «Не сказал: любите; потому что этого даже помимо их воли требует от них природа, но: не раздражайте, то есть не лишайте их доли и наследства, не тесните их  грубо, обращаясь с ними не как со свободными, а как с рабами, и постоянно будьте терпеливы к ним. Воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. Восходит к началу и основанию покорности и указывает отцам, каким образом они могут сделать своих детей послушными. Ибо, если ты, говорит, желаешь, чтобы дети слушались тебя, воспитывай их в слове Божием, и не говори, что дело монахов – читать Божественное Писание. Ибо это – долг всякого христианина, и особенно живущих в мире, поскольку и нуждаются они в большей помощи, как живущие посреди житейского волнения. Равно как и для тебя нужно, чтобы дети слушали Писание; из сего ведь они могут узнать: чти отца твоего и матерь твою».

Святитель Иоанн Златоуст: «...Бог даровал вам <женщинам>… средство спасения, именно – воспитание детей, так что вы можете заслужить спасение не только сами через себя, но и через других. Кто небрежен к своим детям, тот, хотя бы в других отношениях был хорош и порядочен, понесёт крайнее наказание за этот грех.  

…Неслучайное приобретение – дети, за спасение их мы отвечаем. Будем удалять детей не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных и развратных песен, чтобы ими не прельстилась душа их. 

…Если рождаемые тобой дети получают надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добродетели, то это будет основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание.

   Родители будут наказаны не только за свои грехи, но и за влияние на детей, успевают ли они довести их до падения или нет.

…Нерадение о детях больше всех грехов и доходит до самого верха нечестия. Нет нам извинения, когда дети у нас развратны

…Хотя бы у нас всё наше было благоустроено, мы подвергнемся крайнему наказанию, если нерадим о спасении детей.

…Поэтому прошу и умоляю оказывать многое промышление о своих детях и всюду искать спасения души их.

  Ты – учитель всего дома, и тебе Бог непрестанно предоставляет и жену и сыновей.

Так Павел то говорит о жёнах: если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих (1Кор.XIV,35), то о детях: но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Эф.VI,4).

…Итак, должно смотреть не на то, чтобы сделать их богатыми серебром и золотом и тому подобным, но чтобы они были достаточнее всех благочестием, любомудрием и приобретением добродетели, чтобы они не нуждались во многом, чтобы не увлекались житейскими  предметами и юношескими пожеланиями. Нужно тщательно смотреть и за входами их и выходами, и за поведением и знакомствами, зная, что за небрежение об этом мы не будем иметь прощения от Бога. Если с нас потребуется отчёт в промышлении об остальных, так как Никто, говорит апостол, не ищи своего, но каждый пользы другого (1Кор.X,24), – то насколько более в промышлении о своих детях? Не поселил ли Я, скажет Бог, его с тобой сначала? Не приставил ли тебя к нему учителем, предстателем, попечителем и начальником? Не положил ли совершенно в твои руки всю власть над ним? В нежном возрасте образовывать его и настраивать повелел Я; какое же ты можешь иметь оправдание, если пренебрегаешь его неповиновением? Что скажешь ты? То ли, что он необуздан и груб?

Но это должно было предвидеть вначале, когда он был способен к обузданию и весьма молод, и обуздывать его тщательно, приучать к должному, настраивать, исцелять душевные болезни его…

И, однако, зная это, мы для очень немногого прилагаем старание, а для весьма великого не желаем даже подняться: видя беснующегося рыдаем, а видя согрешающего даже не чувствуем, между тем как должно убиваться и горько плакать, а лучше – не плакать только, но и удерживать, обуздывать, советовать, увещевать, устрашать, укорять, прогонять эту болезнь всяким способом врачевания и подражать той вдове, о которой говорит Павел: известная по добрым делам, если она воспитала детей (1Тим.V,10), потому что не к ней только, но и ко всем вообще он простирает это слово и всех увещевает так: но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Эфес.VI,4). Это – первое и величайшее из благ».

Преподобный Ефрем Сирин: «…Кто воспитает детей благоугодно Богу, тот  блажен».

Категория: Мои статьи | Добавил: german (05.11.2015) | Автор: Александр Герман E
Просмотров: 144 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz